image description
 

Учреждение Минское городское управление МЧС Республики Беларусь


 

Проект «[У]Лица Победы»: улица Беды

799
Проект «[У]Лица Победы»: улица Беды

В честь дважды Героя Советского Союза, заслуженного военного летчика СССР Леонида Беды названа улица в Советском районе города Минска.

Родился будущий Герой 16 августа 1920 года в селе Новопокровка (Казахстан). В 1936 году окончил 7 классов школы, в 1940 году — Уральский учительский институт и аэроклуб в городе Уральск. В армии – с августа 1940 года. А в 1942 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу лётчиков. Сразу после окончания сержант Леонид Беда прибыл на Сталинградский фронт. 505-й штурмовой авиационный полк, где предстояло служить Леониду Беде, вел напряженные бои: фашистские войска почти вплотную подошли к городу на Волге. Для «входа в строй» времени не было. Буквально через несколько дней после облета района сержанта Беду включили в боевой расчет эскадрильи.


Боевые вылеты следовали один за другим. Леонид Беда научился «вертеть головой на 360 градусов», мог с высоты птичьего полета отличить танк от автомашины, взять на мушку наиболее важную цель и приобрел еще массу навыков и умений, которые объединялись одним понятием — боевой опыт.

В одном из вылетов группа, в которую входил Леонид Беда, получила задание найти прорвавшиеся к Волге танки и уничтожить их. Молодой летчик шел в ведущем звене. Когда цель была обнаружена, он одновременно с ведущим сбросил бомбы и стал выходить из атаки. В этот момент рядом с его самолетом и пронеслись трассы пушечных очередей. «Мессершмитты», — понял сержант и попытался уклониться в сторону. Увы, штурмовик почти не слушался управления, а снаряды продолжали рвать металл обшивки. Что-то резко ударило в руку, обожгло лицо. На израненном самолете Леониду Беде удалось дотянуть до аэродрома, но, так как система выпуска шасси была повреждена, посадил самолет с убранными шасси. Кабину заклинило снарядом и Леониду пришлось вылезти в форточку. К счастью, ранение оказалось легким. Летчика перевязали и отправили в медсанбат — от госпиталя он отказался. Совсем по-другому обстояло дело с самолетом. Группа техников и механиков, прибывшая для ремонта штурмовика, насчитала на крыльях, фюзеляже и хвостовом оперении самолета 350 пробоин.


В начале января 1944 года коммуниста Леонида Беду, ставшего первоклассным летчиком-штурмовиком, опытным ведущим и умелым тактиком, назначили командиром эскадрильи. Вот где по-настоящему раскрылся его воинский талант! Только за четыре месяца летчики эскадрильи, возглавляемой Леонидом Бедой, совершили 156 боевых вылетов, уничтожили 21 танк, 34 автомашины, 17 артиллерийских, 12 минометных батарей, 30 повозок, 1 паровоз, 40 вагонов, в воздушных боях сбили три Ю-87... К тому времени на личном боевом счету Леонида Беды значилось 109 вылетов.

В июне 1944 года началась знаменитая операция «Багратион». Какие только задания не приходилось выполнять летчикам эскадрильи, которой командовал Леонид: штурмовка артиллерийских позиций, аэродромов, автоколонн, железнодорожных станций и эшелонов, скоплений живой силы и техники...


На третий день после начала операции Леониду Беде было поручено совершить вылет для удара по железнодорожной станции, прикрываемой мощным зенитным огнем. Как тут поступить? «Круг» не подходит. Решили атаковать фронтом. Сначала пуск снарядов, затем сброс бомб. При повторном заходе, но с другого направления — атака из пушек и пулеметов. Тактический замысел командира эскадрильи удался. Фотоконтроль отметил восемь очагов пожаров и 20 разбитых вагонов. За успешное выполнение боевого задания старший лейтенант Леонид Беда был награжден орденом Александра Невского.

В военные годы за мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года гвардии старшему лейтенанту Беде Леониду Игнатьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». За последующие 105 боевых вылетов Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года гвардии майор Леонид Беда награждён второй медалью «Золотая Звезда».


Но вот уже и отгремела война, повержен враг. Страна переходила на мирные рельсы, а военным надо было обобщить полученный опыт, ликвидировать выявленные пробелы. Перед каждым человеком в погонах стал вопрос «Как дальше служить Родине?» Восстанавливая сельское хозяйство и промышленность или остаться на страже рубежей отечества.

Сын Леонида Беды так рассказывал о выборе отца в этот период: «После войны фронтовики разделились на две части: одни ушли в гражданскую жизнь, другие остались военными. И тех, кого оставили служить дальше отправили учиться. Послевоенный набор в военно-воздушную академию в поселке Монино даже именовали «золотым» и «геройским», потому что набор полностью состоял из летчиков – Героев и дважды Героев Советского Союза. И все те, кто недавно вместе воевал, теперь вместе учились и, конечно, дружили».

Именно во время учебы в академии Леонид Игнатьевич встретил свою будущую супругу. Поженившись, они поехали мирными офицерскими дорогами. В 1963 году Беда был переведен в город Лида, в 1-ю гвардейскую Сталинградскую 5-орденоносную штурмовую авиационную дивизию, в составе которой воевал. До 1966 года был командиром этой дивизии. Затем Леонид Беда — заместитель командующего, позже – командующий 26-й воздушной армией, командующий авиацией Краснознаменного Белорусского военного округа.


Пройдя путь от курсанта до генерал-лейтенанта авиации, он отдал армейской службе больше 36 лет. В 1971 году ему присвоили звание заслуженного военного летчика СССР. Леонид Беда — член ЦК Компартии Беларуси, депутат Верховного Совета БССР 5-го и 9-го созывов.

Погиб Леонид Беда 26 декабря 1976 года в автомобильной катастрофе на трассе Брест – Москва. Тогда погибли сразу два видных деятеля: командующий авиацией Белорусского военного округа Леонид Беда и заместитель Председателя Президиума Верховного Совета СССР, Председатель Президиума Верховного Совета БССР Федор Сурганов.


Похоронен Леонид Игнатьевич Беда на Московском кладбище г.Минска. А в память о Герое был установлен бронзовый бюст в городе Кустанай, его именем названы улица в Минске и Лиде, а также школа в Харькове.

Искать похожие новости:

Будь готов

Другие новости

 

Информация абитуриенту
Информация абитуриенту
Откажись от бумажного извещения - спаси дерево!
Откажись от бумажного извещения - спаси дерево!
Cогреться и не сгореть
Cогреться и не сгореть

Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть